ТНК-BP уходит с рынка
Как стало известно, ТНК-ВР вдвое сокращает персонал и меняет организационную структуру
Более того, как утверждают участники рынка, компания ищет покупателя на свой основной актив — Лисичанский нефтеперерабатывающий завод. Эксперты говорят, что, если условия работы на рынке не изменятся, вслед за ТНК-ВР закрыть свою переработку может Кременчугский НПЗ — последнее из работающих в стране крупных нефтеперерабатывающих предприятий.
Остановка работы Лисичанского НПЗ («Ъ» сообщал об этом 27 февраля) вынудила ТНК-ВР провести оптимизацию бизнеса в Украине, рассказали «Ъ» в пресс-службе компании. «Было принято решение выделить Лисичанский НПЗ в отдельную бизнес-функцию и провести радикальную реструктуризацию основной управленческой модели, представленной на территории Украины»,— сообщили в пресс-службе. С 1 мая численность персонала компании сократится вдвое: примерно с 600 до 300 человек. В стране теперь будет работать представительский офис и подразделение, которое будет выполнять маркетинговые функции: управление розничным бизнесом, оптовыми продажами, В2В.
Реорганизовать украинский бизнес ТНК-ВР пришлось из-за его убыточности. Чистый консолидированный убыток компании в Украине в 2010 и 2011 годах составил $68 млн и $23 млн соответственно. По этой причине в конце марта ТНК-ВР приняла решение приостановить поставки сырья на Лисичанский НПЗ и начать внеплановый ремонт предприятия. В пятницу в компании «Ъ» заявили, что решение относительно дальнейшей работы НПЗ будет приниматься советом директоров группы. «На рассмотрение акционеров менеджментом были направлены различные варианты выхода из ситуации, включая консервацию НПЗ»,— рассказали в пресс-службе ТНК-ВР.
Фактически после проведения реструктуризации своего бизнеса ТНК-ВР будет представлена в Украине исключительно розничной сетью, торгующей импортными нефтепродуктами, отмечает аналитик консалтинговой компании UPECO Александр Сиренко. «Насколько мне известно, компания рассматривает вопрос продажи Лисичанского НПЗ,— говорит он.— Есть информация, что покупателем НПЗ может стать азербайджанская Socar». В ТНК-ВР и Socar эту информацию не комментируют. Однако участники рынка сомневаются в том, что Лисичанский НПЗ способен кого-либо заинтересовать. «Переработка каждой тонны нефти приносит нефтеперерабатывающим заводам убытки в $150. Поэтому вряд ли кто-то заинтересуется таким активом»,— считают в пресс-службе НПК «Галичина».
Единственным крупным предприятием, продолжающим переработку нефти в Украине, остается Кременчугский НПЗ (контролируется структурами группы «Приват»). Однако источник «Ъ» в группе объясняет, что НПЗ до сих пор не остановлен только благодаря тому, что имеет возможность перерабатывать украинскую нефть, добываемую «Укрнафтой» (также контролируется группой). «Даже у нас доходы группы от продажи нефти не перекрывают убытков от работы НПЗ. Так долго не может продолжаться»,— подчеркивает собеседник «Ъ».
В случае остановки Кременчугского НПЗ Украина станет страной, на 94% зависящей от импортных нефтепродуктов, предупреждают в пресс-службе компании «Лукойл». «Итог этого преобразования на рынке очевиден: государство утратило контроль над ценами. Теперь цена продажи топлива на украинских заправках будет определяться в Белоруссии и Литве»,— говорит главный инвестиционный стратег финансовой группы БКС Максим Шеин. По его словам, любые попытки регулировать рынок угрожают дефицитом. «Так было в 1997-1999 годах, когда топливо во время бензиновых кризисов просто негде было купить»,— резюмирует эксперт.
kommersant.ua, Олег Гавриш